gototopgototop

Mishmar.Info

.

Sunday
Apr 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная История Израиль Внешние проблемы формирования государственности Израиля ( часть первая )


Внешние проблемы формирования государственности Израиля ( часть первая )

Просмотров: 2718
E-mail Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его – бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны – кроме евреев. Все великие народы прошли, и только евреи – остались.
Марк Твен, 1899 г


Еврей – символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить, ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли. Он так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству – такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он олицетворение вечности.
Лев Толстой, эссе «Ковчег Завета». 1891

Как арабы, мы хотим быть. Однако быть мы можем только в случае небытия других.
Бен-Белла, первый алжирский президент. 1982 г.

 

Для того, чтобы понять сложность проблем государственности Израиля надо отдавать себе отчет в том, что Израиль находится:

- Во-первых, в условиях перманентной войны с исламским миром и его союзниками; 

- Во-вторых, в условиях изменения геостратегической ситуации, вызванных ростом зависимости стран Европы и США от исламского мира и занятия ими антисемитских позиций во имя налаживания отношений со странами ислама 

- В-третьих, в условиях постоянного распространения антисемитизма и успешного изживания европейским обществом чувства вины за все содеянное европейцами против евреев. 

- В-четвертых, в условиях латентной вялотекущей гражданской войны в Израиле, с враждебным исламским населением, имеющим внешние источники снабжения и поддержки – являющейся по существу пятой колонной врага. 

- В-пятых, в условиях предательства либеральными кругами евреев национальных интересов и целей Израиля. 

Государство Израиля находится под постоянной атакой следующих внешних сил:

- Исламистов всего мира, Для которых факт существования Израиля – наглядное опровержение правильности Корана, а война против Израиля – инструмент эффективной стабилизации арабского мира, раздираемого внутренними противоречиями. 

- Европейских «либералов», для которых существование Израиля – препятствие в налаживании партнерских отношений с исламским миром, в чем они видят историческое спасения Европы от гегемонии США и России. 

- Европейских нацистов, для которых существование Израиля – препятствие в формировании мифа об арийской основе европейской цивилизации, как способа преодоления пороков европейской цивилизации, построенной на иудейских корнях. 

Противниками государства Израиля являлись и являются очень сильные еврейские круги Диаспоры. Это:

- Еврейские группы, для которых существование государства Израиля является опровержением их позиции, что евреи это религиозная группа, как баптисты или иные протестанты. Они боятся, что положение «евреи это нация», несет для них угрозу обвинений в двойной лояльности. Речь идет о лояльности государству, гражданами которого евреи являются, и лояльностью Израилю, если евреи – нация Израиля, а не религиозная конфессия. Граждане многих стран, например США, по закону не могут быть гражданами иного государства. 

- Еврейские либеральные группы, ориентированных на ассимиляцию евреев в странах рассеивания, для которых существование Израиля – препятствие на этом процессе, а все беды и проблемы Израиля – аргумент в пользу правильности их позиции. Историческая ирония заключается в том, что наиболее активными и последовательными противниками воссоздания государства Израиля в начале двадцатого века были евреи–министры правительства Великобритании. Принятию решения также препятствовал еврейский Объединенный комитет по иностранным делам, состоявший из представителей The Board of Deputies of British Jews, (Совет депутатов британских евреев) и Англо–еврейской ассоциации (Anglo-Jewish Association; AJA) – двух представительных органов английского еврейства, пользовавшихся значительным влиянием. Президент Англо-еврейской ассоциации Клод Монтефиоре резко осудил Декларацию Бальфура. Не сумев предотвратить неминуемое решение Лиги Наций, они добились максимально возможного выхолащивания обязательств Великобритании и включения во все декларации о создании Израиля заявления о том, что евреи не обязаны ехать в Израиль – они панически боялись, что их пошлют в Израиль. В дальнейшем они поддерживали политику срыва выполнения Великобританией обязательств по воссозданию Израиля. Антисионистская политика Объединенного комитета по иностранным делам так дискредитировала его в глазах евреев, что в 1917 г. он был распущен. В 1940 г. Англо-еврейская ассоциация превратилась в центр антисионистских воззрений. 

- Группы евреев, сознательно порвавших с еврейством из различных соображений, осознающих суть своих действия и ненавидящих Израиль за это.  

Противники государства Израиля есть и среди евреев Израиля:

- Это левые социалисты и коммунисты, которым в свое время, за счет союза с Великобританией, удалось перехватить контроль над процессом воссоздания Израиля и извратить его – превратить в создание социалистического поселенческого государства-убежища для евреев. Достаточно сказать, что их идеалом и стратегическим союзником был сталинский СССР. Им удалось создать Израиль как авторитарное социалистическое бюрократическое государство, только внешне формально связанное с историческим Израилем. Угроза краха мирового социализма заставил их трансформировать Израиль в олигархическое бюрократическое государства, с гражданами, превращенными в клиентелу бюрократии, управляемых за счет тотального контроля над средствами массовых коммуникаций и судебной системой. 

- Это бюрократия, ориентированная на Социнтерн и обслуживающая ее левая израильская интеллигенция, взявшая под контроль ВУЗы и СМИ. 

- Это часть религиозных кругов, потерявшая за века рассеивания память о сущности иудаизма и превращающая его в банальную религию спасения. 

В этих условиях само существование Израиля сейчас – такое же чудо, как и сохранение Израиля и его нации за века Рассеивания.


Предыстория воссоздания материальной основы государственности Израиля в ХХ веке

Исторически было три проекта восстановления материальной основы государственности Израиля – восстановления государства евреев на их исторической территории и минимум два контрпроекта. Первый проект – национальный проект евреев, второй – протестанский и третий – социалистический. Контрпроекты – британский и арабский.

Первый проект – национальный проект евреев

Первый проект был заложен в матрицу сознания евреев до рассеивания. Тора однозначно утверждает неразрывную духовную связь народа Израиля и обетованной ему Богом земли – Эрец-Исраэль, указывают на неизбежность их конечного воссоединения: «... возвратит Господь, Бог твой, изгнанных твоих... и опять соберет тебя из всех народов, среди которых рассеял тебя Господь, Бог твой... И приведет тебя Господь, Бог твой, в землю, которой владели отцы твои, и будешь ты владеть ею...» (Втор. 30:3,5); «И возвращу Я изгнанных народа моего, Израиля... И насажу Я их на земле их, и не будут они больше вырваны из земли своей, которую Я дал им» (Ам. 9:14–15). В читаемую трижды в день молитву Амида была включена бенедикция киббуц галуйот (буквально «собирание изгнаний») – обращенная к Богу мольба о возвращении евреев, находящихся в странах диаспоры, в Эрец-Исраэль: «Собери нас вместе с четырех концов земли в страну нашу».

Пророк Исаия предсказывает: «И будет в тот день: Господь снова прострёт руку свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннаане, и в Емаре, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли» (Ис.11:11-12). Звучащий здесь мотив объединения еврейского рассеянного народа - основополагающий тезис традиционного сионизма. Таким образом, впервые была высказана в целостном виде генеральная идея сионизма: Сион как национальный дом Израиля. Кстати именно отсюда она и попала в декларацию Бальфура. И только в этом контексте полностью ясен вложенный в декларацию Бальфура смысл.

Первыми авторами и глашатаями первого, еврейского, сионизма выступали еврейские пророки, которые соединены в Книгу Пророков Торы, являющуюся своеобразным «учебником еврейского сионизма» как высшей праведности, заложенной в велениях Бога. «Еврейский» сионизм есть не что иное, как расширительное наименование еврейской духовной доктрины в целом, в том первоначальном виде, в каком она была дана Торой, передана Моисеем и осмысленна Пророками.

Как известно, само изгнание евреев рассматривалось как наказания Бога евреям за их грехи. Проблема еврейского сионизма – это проблема обоснования возвращения евреев из Рассеивания, как законного действия, до пришествия Машияха. Согласно Моисею, Бог сообщил: «Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20:5). Однако, великий пророк Иезекииль заявил: «Вы говорите: «почему же сын не несёт вины отца своего? Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жить. Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется, и беззаконие беззаконного при нём и останется» (Исх. 18:19-20). И другой великий пророк Иеремия заявил: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей - оскомина, но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29-30).

В этих частях изложенного в Торе видны три принципиально важных момента.

Во-первых, Пророки способны не только предвидеть, но они обладают и правом реформировать и отменять высшие указы, и это входит в состав пророческого дара. В данном случае, пророки установили, что всесожжение и способ отмщения отцам через детей, как средства действий Всевышнего, изжили себя во времени. А значит, у евреев есть право вернуться в Сион – Эрец-Исраэль.

Во-вторых, в Торе не дано описания природы и структуры пророческого права, но его духовные последствия явственно видны: пророки охраняли еврейскую традицию от диктатуры старины. Это означает, что закон (как форма постановления) есть функция времени и пространства людей; если же закон превращается в аргумент времени и пространства, то он становится произволом (именно это наиболее распространено в современных либеральных демократиях под видом власти закона). Таким способом фиксируется методологический постулат еврейского сионизма.

В-третьих, миссия – сохранение духовного здоровья еврейского народа есть прямая, святая обязанность пророков и первопричина их права реформировать и отменять высшие указы.

Исаия возвещает: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» (Ис. 18:7; 28:16). Еврейское «историческое» и еврейский сионизм есть разные грани одного многогранника.

В связи с этим крайне важно то, как пророк объясняет смысл названия «еврей». В его понимании «еврей» не просто представитель некоей национальности или носитель определённой религии – это понятие духовной категории (категории чистоты и праведности). И только в подобном виде еврей может быть причислен или ассоциирован с Сионом. Таков глубинный смысл еврейского (библейского) сионизма. С этим сопрягается и «Хартия сионизма» по Исайи. Взятая в качестве основополагающей величины, понятие «еврей» чётко разграничивает понятия и суть еврейского (библейского) сионизма и европейского (социалистического) сионизма в их принципиальной несовместимости: еврейский сионизм основывается на избранном духовном кодексе, то есть на константах индивидуального качества, а европейский сионизм базируется на избранном народе, то есть явлении коллективного качества.

Альберт Эйнштейн дал интересный ответ на вопрос: «Что же такое евреи?» в статья «Почему ненавидят евреев?» вышедшей в 1938 г. А.Эйнштейна написал: «То, что объединяет евреев в течение тысяч лет и что объединяет их сегодня – это, прежде всего, демократические идеалы социальной справедливости в сочетании с идеалом взаимопомощи и терпимости ко всем людям... Уникальные достижения евреев в области филантропии проистекают из того же источника. Второй характерной чертой еврейской традиции является высочайшее уважение ко всем формам интеллектуальной деятельности и духовных устремлений. Я уверен, что это огромное уважение к интеллектуальной деятельности одно ответственно за вклад евреев в прогресс знания в самом широком смысле этого слова».

А основное последствие из учения пророка Исаии гласит, что генеральная идея о Сионе, как национальном доме (или этническом очаге) евреев, не только не противоречит общему смыслу вселенского Всеединства, но и выступает его непременным условием. Особую значимость это последствие приобретает в историческом контексте, ибо означает, что историческая судьба евреев неразрывно связана с общемировой историей.

Пророк Исаия предсказывает: «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нём, славословие и песнопение. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Моё, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдёт закон и суд Мой поставлю во свет для народов» (Ис.51:3-4).

«В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего», - говорит Исаия (Ис. 28:5) об акте завета между Богом и народом Израиля («остатком Израиля»), ставшим результатом слияния воедино выбора Бога народом, и избрания Богом народа, из которого явился целостный монолит – образ Сиона.

Спиноза великолепно представил рациональную редакцию пророческой установки, вытекающие из сообщенного пророком Исаия факта, что не Бог избрал народ Израиля для особой миссии в мире, а народ Израиля, а точнее, его патриархи, избрали бога для своего сохранения. Следовательно, Израиль не богоизбранный, а богоизбравший народ. Из этого вытекает, что «... законы Ветхого завета были открыты и предписаны только иудеям; ибо коль скоро Бог избрал только их для составления отдельного общества и государства, то они неизбежно должны были иметь и законы отдельные» (Спиноза Б. Трактаты 1998 г. с.с. 51, 49). Это означает, что в «сионской федерации» для каждого члена гарантируется правовая автономия, как реальная форма существования на единой духовной платформе с общим субстратом, вмещающим в себя Слово Всевышнего в еврейском (сионском) смысле.

Идея о Сионе – национальном доме евреев, ввиду расширения её динамического потенциала, преобразуется в идеологию, как субстрат нового видения еврейской действительности в галуте. Вера в неизбежное восстановление государства евреев, предопределяла высшую цель жизни и поведение евреев в странах рассеивания. Это предопределяло задачи, стоявшие перед ними как нацией в этот тяжелый этап ее истории:

Во-первых, сохранить себя как нацию, и дожить до момента воссоздания государства, сохраняя в себе все необходимое для перехода к существованию как нации реального государства Израиля.

Во-вторых, поддерживать постоянное еврейское присутствие в Израиле и Иерусалиме. Для этого, в случае катастроф с евреями в Эрец-Исраэль, при малейшей возможности, организовывалось переселение в Эрец-Исраэль организованных общин евреев.

В 12 веке впервые фиксируются попытки групп евреев вернуться в Эрец-Исраэль. Первым известным репатриантом стал знаменитый поэт и мыслитель из Испании Иехуда ха-Леви. Однажды ему было видение, что избавление придет в 4890, то есть в 1130, году. Он сам отправился в Палестину, но умер в Александрии, так и не доехав. В 1209-1211 годах в Палестину прибыли 300 раввинов из Франции. В 1267 году там поселился Моисей Нахманид - первый раввинский авторитет, провозгласивший заселение Палестины одним из важнейших предписаний иудаизма.

В 1488 году Палестины достигает известный толкователь Мишны Овадия бен Аврахам Яре Бертиноро. Он становится духовным руководителем иерусалимского еврейства, объединяет общину, угнетаемую извне и раздираемую внутренними противоречиями, разрабатывает общинный регламент и берёт на себя обязанность сбора пожертвований в Италии. Это обеспечивает почву для поселения в Палестине еврейских изгнанников из Испании и Португалии на рубеже 15-16 веков. С 1492 года в Эрец-Исраэль, главным образом в Иерусалим, стали прибывать евреи, которые образовали самую крупную по численности и влиянию общину в стране.

В 16 веке была предпринята попытка воссоздать в Палестине еврейский политический центр. Два влиятельных португальских евреев Иосеф и Грация Наси вложили большие средства и силы в восстановление и заселение Тверии. Зимой 1564-65 года, когда было закончено восстановление разрушенных стен Тверии, Иосеф Наси обратился с письмом к еврейским общинам Италии, призывая их членов селиться в Тверии. Евреи пополняли еврейские общины в Иерусалиме, Газе, Хевроне, Акко, Тверии, Цфате и других городах и деревнях Иудеи, Самарии и Галилеи. В Цфате, еврейское население к концу XVI века, достигло 30 тысяч человек.

В середине 17 века в Палестину прибывают беженцы с Украины. В конце столетия разворачивает свою деятельность проповедник мессианского пробуждения Иехуда Хасид ха-Леви. По его инициативе из Германии и Австрии в Палестину отправились примерно 1,3 тысячи человек – крупнейшая алия ашкеназов. Иехуда Хасид прибыл в Иерусалим в 1700 году.

Затем репатриировалась группа сефардов, во главе которой стоял раввин Хаим Абулафия, глава евреев Измира, которые восстановили ранее разрушенную Тверию.

В 1777 г. началась алия приверженцев хасидизма. Первые были 300 хасидских семейств под руководством раввинов, учеников Баал-Шем-Това. По их следам потянулись все новые группы. В Эрец-Исраэль сложилось несколько крупных центров хасидизма. Тверия стала притягательным центром для хасидов Слонима, Карлина, Вижниц, Буяна; Цфат - для хасидов из Польши, а Хеврон, где ашкеназскую общину организовал в 1820 г. Дов-Бер, сын Шнеур-Залмана из Ляди – для хасидов ХаБаДа.

В 1809-1813 гг. в Землю Израиля переселилась группа из шестисот последователей Виленского Гаона (духовного руководителя евреев Литвы во второй половине XVIII в.).

В течение 18 века и первой половины 19 века всего приехало около 30 тысяч.

Современная сионистская концепция – а именно идея о том, что еврейский народ должен сейчас переехать в Эрец-Исраэль и построить там современное еврейское государство – была провозглашена раввином из Восточной Пруссии Цви Гиршем Калишером в 30-ые годы 19 века. Он призвал создать религиозное движение, целью которого было бы возвращение в Эрец-Исраэль и создание еврейского государства. В 1836 г. рав Калишер уговорил барона Ротшильда и сэра Монтефиоре купить земли Палестины у египетского султана Мухаммада Али, который к тому времени захватил Страну Израиля и Сирию у Оттоманской Империи. Свои сионистские идеи он изложил в книге «Дришат Цион» («Стремление к Сиону»), вышедшей в 1850 году.

Таким образом, религиозный сионизм является исторически первой, формой современно организованного сионизма. Цви Гирш Калишер был поддержан такими выдающимися раввинами, как Элиягу Гутмахер, Иеуда Алкалай и другие. В 1862 году выходит книга Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим». В соответствии с этими идеями, в 1870 г. Карл Нетер, секретарь общества «Коль Исраэль Хаверим» («Все евреи – товарищи»), построил сельскохозяйственную школу в Микве-Исраэль.

В 1882 году, группа еврейских студентов из Харькова ("билуйцы") начала Первую сионистскую Алию. Они имели сформировавшуюся сионистскую идеологию, и их целью были алия всего народа и возрождение еврейского государства в Эрец-Исраэль. Сторонники Первой Алии создали разветвленную сеть кружков "Ховевей Цион".

В 1884 году была основана всероссийская организация "Ховевей Цион", Инициатором всероссийского движения "Ховевей Цион" был доктор Пинскер. На момент организации этого движения в его правление входило три раввина: глава Воложинской ешивы рабби Нафтали Цви Йегуда Берлин, раввин Могилеве из Белостока и раввин Мордехай Элиасберг из латвийского города Боуска. Их сионизм был активным и деятельным поселенческим движением. «Ховевей Цион» создало отделения в сотнях городов диаспоры и начало подготовку к поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль. Движение Ховевей Цион стало национальным общественным движением, объединившим людей, которых сближала идея возвращения в Землю Израиля. Главными пунктами программы «Ховевей Цион» были:

- Возвращение народа в Землю предков. 
- Распространение сионистской идеи в Восточной Европе. 
- Покупка земельных участков в Земле Израиля и их обработка. 
- Еврейская власть в Земле Израиля. 

С момента разворачивания третьего, социалистического проекта воссоздания Израиля, опирающегося на принципиально большие ресурсы (и финансовые и человеческие) Национальный проект, опирающийся на религиозных сионистов, отходит на второй план.

продолжение

AddThis Social Bookmark Button

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Баннер

Наша рассылка

Введите Ваш e-mail:

Создано в FeedBurner

Следи за обновлениями

Отдых и туризм в Израиле. Туры в Италию, Иорданию, Египет. Экскурсии Игоря Торика.
  Add Site to Favorites
  Make Homepage

Перевод

Рейтинг@Mail.ru

Израиль - каталог сайтов, рейтинг, обзоры интернета

Seo анализ сайта

 

Free counters!