gototopgototop

Mishmar.Info

.

Monday
Apr 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Север Акко Пятитысячелетняя история Акко


Пятитысячелетняя история Акко

Просмотров: 16511
E-mail Печать
Рейтинг пользователей: / 10
ХудшийЛучший 

Стены Древней крепости   Акко ( Acre, St. Jean d’Acre) — город в Западной Галилее, расположенный примерно в 18 км севернее города Хайфа, на берегу Средиземного моря. Город считается одной из мировых достопримечательностей и занесён в список городов всемирного наследия ЮНЕСКО.

   Среди всех городов на Сирийском побережье, от Антиохии и до Газы, нет ещё такого города, как Акко, чья летопись была бы так насыщена событиями, и нет другого такого города, чье влияние на судьбу всей страны было бы настолько велико. (Лоренс Олифент, 1882)

                                                                         
                                                                      Древняя история

   Акко — один из городов в Израиле, чья история продолжалась без перерывов свыше 4000 лет. Акко был расположен на перекрестке международных торговых путей и поэтому всегда являлся центром истории. Акко был центром встреч множества разнообразных культур и стратегическим местом для военных кампаний.

    Первое упоминание о городе относится к 1800 г. до н. э. — временам египетского владычества. В этот период город располагался в месте, называемом сегодня «Тель-Акко — Тель-эль-Пухъар», северо-восточнее современного города, в 700 метрах от моря. Был завоеван Тутмосом III и Сети I и стал центром провинции, находившейся под сюзеренитетом Египта. В Библии упоминается под именем Акко в книге Судей в связи с расселением колена Ашера, в надел которого вошел Акко, но из которого он так и не смог изгнать местных ханаанейских жителей. «Ашер не изгнал жителей Акко, и жителей Сидона, и Ахлава, и Акзива, и Хельвы, и Афека, и Рехова.» (Суд.1:31)

    В книге Иисуса Навина город упоминается под именами «Ахшаф» и «Умма». В эпоху израильского царства был под властью финикийцев. В 701 г. до н. э. Акко был покорен ассирийским царем Санхеривом. Население Акко восстало против его внука Асархаддона (Ашшурбанипала), который, однако, снова овладел Акко приблизительно в 650 г. до н. э. В период персидского владычества Акко стал военно-морской базой, игравшей важную роль в войне против Египта.

 

Под властью греков и римлян

   После возвращения евреев из вавилонского пленения Акко не был ими завоёван и оставался под властью Тира. Был быстро завоёван Александром Македонским в 333 году до нашей эры и превратился в греческую колонию. В 330 году до нашей эры Акко перебирается с Тель-Акко на берег моря.

    После смерти Александра Великого городом завладели египетские Птолемеи, которые дали ему название Птолемаида. Под этим названием Акко упоминается в Библии, в посланиях апостола Павла. Захваченный Антиохом Великим в 219 до н. э. Акко вошел в состав империи Селевкидов и был назван Антиохией. Находясь под властью Селевкидов, Акко неоднократно служил базой для военных действий против Иудеи. После смерти Антиоха VII Сидета Акко стал фактически независимым. Акко переходил от одного эллинистического правителя к другому, а при Помпее в 52—54 гг. до н. э. он был присоединен к Римской империи. В 48—47 гг. до н. э. в Акко высадился Юлий Цезарь. В 39 году до н. э. Ирод I использовал Акко как опорный пункт в своих военных действиях против Матитьягу Антигона II.

   Когда началась Первая иудейская война, жители Акко вырезали две тысячи евреев. В 67 г. н. э. из Акко Веспасиан предпринял поход против восставшей Галилеи. Значение гавани Акко уменьшилось после того, как Ирод I построил порт в Кесарии. В римский период Акко значительно перерос границы Старого города. В течение этого периода евреи продолжали жить в городе, но никогда не составляли в нем большинства. Называли евреи город по прежнему Акко. В 638 Акко был захвачен арабами, в 804—868 гг. был построен порт. В 1104 во время 1-го крестового похода был завоеван Балдуином I, но уже в 1187 Саладин отвоевал город.

 

Времена арабского и христианского правления

   Настоящую известность ему принесла эпоха крестовых походов. В 1191 году во время 3-го крестового похода Акко захватили французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V (герцог Австрии) и английский король Ричард Львиное Сердце. Город стал столицей крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями.

Город получил новое название — Сен-Жан д’Акр.

   Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден обрели в Акко собственные кварталы. Они строили здесь жилые дома, склады, больницы, церкви и административные здания. В разных концах города выросло более 40 церквей и 23 монастыря. Ни один город крестоносцев не дошёл до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко.

   В 1260 в Акко переезжает парижская иешива рабби Иехиэля из Парижа вместе с 300 учениками. Иешива обосновывается в Акко, что сделало город одним из важных центров еврейской учёности.

    Госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский орден, купцы Генуи, Венеции и Пизы, проживавшие в городе-крепости, постоянно спорили за сферы влияния. В 1256 году между венецианцами и генуэзцами вспыхнул вооружённый конфликт, известный как Война святого Саввы, в который позднее были втянуты и рыцари обоих орденов. И в 1291 году раздираемый междоусобицами город крестоносцев прекратил своё существование после его штурма войсками мамлюков под предводительством султана аль-Ашраф Халиля. Мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. При осаде города были разрушены церковь и монастырь, погибли 14 аббатов и более 60 послушников. Город был восстановлен лишь в середине XIV века.

Рыцарские ордена Сен-Жан д'Акра  - столицы крестоносцев

"Госпитальеры"
 

   Паломники приходили в Палестину измученными, больными и истощёнными, требующими к себе внимания и призрения. Ещё до I-ого Крестового похода, в 1048 году, купец из Амальфи (Южная Италия), Панталеон Маурус со своими сподвижниками, основал католический монашеский Орден, построил больницу и приют с часовней святого Иоанна Милостивца для больных и престарелых, приходивших в Иерусалим. Официальный статус Орден приобрёл после завоевания крестоносцами Иерусалима в 1099 году и вскоре, в 1113 году, при настоятеле Жераре (Герарде) де Торн, был признан Папой Римским Пасхалием II в качестве духовно - рыцарского ордена под названием "Орден всадников Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского". К 1118 году в Ордене возникла военная ветвь, которая взяла на себя, наряду с Орденом тамплиеров, функцию охраны паломников на Святой Земле. Столкновение с Востоком заставило рыцарские ордена в определённой мере объединиться, следствием чего стал подъём рыцарского духа.  

   Вступавшие в Орден давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности. Около 1155 года, глава Ордена, рыцарь Раймунд дю Пюи, принял титул Великого Магистра и издал первые статуты Ордена. Символом Ордена стал восьмиконечный белый крест, который мы видим на рисунке с рыцарем - госпитальером. Он вышивался, как правило, с левой стороны на рясах или плащах. Позднее, к XIII-ому веку, наряд госпитальеров принял свой классический вид: красный плащ с вышитым спереди и сзади восьмиконечным крестом. На печати Ордена был изображён простёртый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах, а знамя Ордена представляло собой красного цвета штандарт с таким же крестом. Чёрная суконная одежда ионитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный, белый восьмиконечный крест на груди - их целомудрие. Четыре направления креста говорили об основных христианских добродетелях - благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь благ, которые были обещаны Христом всем праведникам в Нагорной проповеди.

    Первое время госпитальеры жили милостыней, которая стекалась к ним со всех христианских стран мира. Однако со временем, начался самостоятельный поиск средств к обогащению. Госпитальерам было предоставлено право строить замки, как в городах, так и вне их. Многие были построены в период существования Иерусалимского королевства (до 1187 года), остальные - после его падения и перевода столицы в Акко. Дабы подчеркнуть влиятельность Ордена отметим, что к XIII-ому веку он владел девятнадцатью тысячами обителей, в каждой из которых жило по несколько рыцарей со своими командорами (главами монастырей). Многие селения носящие имя Святого Иоанна, являются, по сути своей, и по сей день древними госпитальерскими командорствами. История принесёт много испытаний самому древнему Ордену. О них не место в нашем очерке об Акко. Скажем лишь то, что он преодолел их и устоял до наших дней: в 1988 году состоялось избрание очередного руководителя Ордена Эндрю Бэрти, простого школьного учителя из английской глубинки. Его впечатляющий титул полностью звучит так: "Его преосвященное высочество, фра (брат) Эндрю Бэрти, семьдесят восьмой князь и Магистр суверенного военного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родосского и Мальтийского". Так история переплелась с современностью!
 

"Тамплиеры"
Pauperurum Commilitonum Christi Templiqne Solamoniaci


   Стремясь обеспечить безопасность паломников по дороге в Иерусалим, девять французских рыцарей, во главе с Хуго де Пейном из Шампани )Gugo de Payens - Магистр с 1119 по 1136 г.г.), основали в 1118 году орден ставший официально называться "Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона", более известное под названием "Орден рыцарей Храма" (от франц. tample - храм). Напомню, что название это происходит от Храмовой горы, на которой расположились тамплиеры, переоборудовав мечеть Аль-Акса в церковь. Избрав в покровительницы "La douce Mere de Dieu" - "Кроткую Матерь Божию" - они поклялись посвятить свои жизни защите таинств христианской веры. За что и удостоились того, что король Болдуин II предоставил Ордену часть вышеназванного дворца, придав ему тем самым новый уровень авторитета. В 1128 году церковный Собор в Труа (Шампань), во главе с Папой Римским Евгением III, официально утвердил Устав и признал Орден. А буллой Папы Римского от 1162 года было постановлено, что все духовные лица Ордена должны подчиняться напрямую Магистру. Тем самым, Орден тамплиеров провозглашался независимой Церковью в недрах Римской, подчинённой Гроссмейстеру Ордена, отчитывавшегося лишь перед Папой и Самим Богом.


   Целью его членов было "…по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников". Рыцари должны были соблюдать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Вступая в Орден, они отрекались не только от всей мирской жизни, но и от родственников. Их пищей должны были служить лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда лишь самая простая. Если после смерти рыцаря - монаха в его вещах обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял право на похороны на освященной земле (кладбище), а если это обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и бросить на съедение псам.


   Отличительными знаками Ордена тамплиеров были белый (символ чистоты и непорочности) плащ - мантия для рыцарей и чёрный для сержантов, с алым восьмиконечным крестом на левой стороне груди в знак того, что они никогда не отступают в бою (известен ещё, как "мальтийский крест"); боевым выкриком: "Босеан"; флагом (штандартом) с чёрно - белым полотнищем и девизом "Non nobis Domine" (это начальные слова 9 стиха псалма 113 "Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da gloriam... - не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу..."). Это полярное сочетание цветов символизировало собой постоянную борьбу в Космосе и в человеке между Светом и Тенью. Гербом Ордена стало изображение двух рыцарей, скачущих на одном коне, что должно было говорить о бедности и братстве тамплиеров. А флаг представлял собой белое полотнище с красным крестом. Именно под таким флагом открыл позднее Америку Христофор Колумб.

    Хотя Орден был провозглашен нищенствующим, но богатство его стремительно росло. Феодалы разных стран дарили Ордену поместья, села, города, замки, церкви, монастыри; налоги и подати от которых стекались в кассу Ордена. Уже в 1133 году бездетный король испанской провинции Арагона Алонсо I, который также владел Наваррой и Кастилией, умирая завещал все свои владения орденам тамплиеров и госпитальеров. Хотя это завещание не было исполнено, но восшедший на арагонский престол Рамиро эль Монхе откупился от орденов очень крупными подаяниями. Французский король Филипп I Август дарит в 1222 году Ордену огромную, по тем временам, сумму в 52 тысячи золотых.

    Однако, как доказывают многие историки, истинной основой богатств Ордена явились не военная добыча и пожертвования, а активная ростовщическая деятельность, фактически, создание банковской системы Европы. Тамплиеры располагали развитой системой кредитования, векселирования (они первыми ввели в обращение понятия банковские чеки и ряда другой документации), денежные операции велись не только с помощью золота, но и ценных бумаг. Казна Ордена была настолько велика, что позволила ему купить, например, целый остров Кипр за 100 тысяч золотых.

    История уготовала Ордену не менее драматичную судьбу, чем госпитальерам, но в отличие от них - тамплиеры не дожили до наших дней и были уничтожены на основании буллы Папы Римского Клемента V от 22 марта 1312 года. Но это уже другая тема, поэтому перейдём к рассказу о третьем могущественном ордене на Святой Земле и в Акко…
 

"Тевтонцы"

    В XII веке в Иерусалиме существовал госпиталь ("странноприимный дом") немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Изначально, тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к Ордену госпитальеров. Но затем, в 1199 г., Папа Римский утвердил Устав Ордена, который стал называться "Орденом Дома Святой Марии Тевтонской" - "Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorume" или "Deutscher Orden" - "Немецкий орден", а Генрих Вальпот был провозглашён его Великим Магистром. Однако лишь к 1221 г. на тевтонцев начали распространяться все те привилегии, которые имели другие, более старшие "по возрасту", ордена тамплиеров и иоаннитов.

    Рыцари Ордена давали обеты послушания, бедности и целомудрия. Но в отличие от первых двух орденов, рыцари которых были разных "языков" (национальностей), Тевтонский Орден, в основном, состоял из немецких рыцарей. Судьба их на Святой Земле сложилась иначе. Прежде всего, потому что ко времени их признания в качестве Ордена, столица уже находилась в Акко, а не в Иерусалиме. Кроме того, что естественно вытекало из первого, любые активные попытки тевтонцев вмешаться в дела всё ещё мощного королевства пресекались с обладавшими реальной властью орденами госпитальеров и тамплиеров, а также с наместниками итальянских городов - государств, которые имели прочные позиции в Акко. Тевтонцы быстро оставляют свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине и переносят свои действия в Европу. Но это, опять же, другая, не наша тема. А так как тевтонцы всё же немало "наследили" на Святой Земле в целом и в Акко в частности, опишем то, что сохранилось до наших дней.

    В связи со своим нежеланием зависеть от госпитальеров в Акко, они основали в 1197 году собственную больницу по образцу госпиталя Св.Иоанна. С течением времени, тевтонцы стали активно приобретать земли вблизи Сен-Жан д'Акра и возводить на них различного типа крепости, одна из которых, получившая название Штаркенберг (Монфор), стала центром Ордена с 1229 по 1271 г.г.  

    Символами Ордена были белый плащ и простой чёрный крест. Аналогом ему было и знамя, представлявшее собой белое полотнище с чёрным крестом.
 

"Рыцарские залы"

   Бой при Карней Хиттине поставил в 1187 году решительную точку на местопребывании Святого Креста на Святой Земле, сдвинув крестоносцев к Сен-Жан д'Акра. Отныне именно он стал их столицей, вплоть до 1291 года. Упомянутые нами ранее ордена были уже далеко не единственными к этому времени. Например, Орден Святого Лазаря, служители которого занимались врачеванием проказы ещё перед вратами Иерусалима, или английского Ордена Томаса Бакта, да мало ли? - но наши три - вне всякого сомнения были самыми мощными. Конечно, они уже занимались не только изначально провозглашёнными целями, у них определились свои приоритеты. Так, госпитальеры скупали земли и есть данные, что им принадлежала 1/3 всей (!) недвижимости в Европе. Тамплиеры занимались банковской деятельностью и им принадлежало ни много ни мало, как 60% всех банков Европы, а тевтонцы и тем и другим и третьим. Пожертвования текли рекой в хранилища орденов, как из Европы, так и из Святой Земли, не облагаясь никакими налогами.

    Сен-Жан д'Акра стал центром этих орденов, но у каждого из них была своя базисная крепость: у тамплиеров - Атлит, у тевтонцев - Штаркенберг (Монфор), а у госпитальеров - Маркаб (на побережье Сирии) и сам Сен-Жан д'Акра. Именно их госпиталь сохранился до наших дней, открыт и доступен для посещения. Однако, "стоп!". Чисто внешне, это никакой не госпиталь, а какая-то крепость! Зачем подобная мощь? Что она демонстрирует собой? - силу или слабость? На этот вопрос был дан ответ уже в древности, мы услышали его из уст нашего пророка Моисея, сказавшего так: "…если города обитателей Кнаана открыты, значит они сильны, ибо живут без страха". А крестоносцы не смогли, а может не захотели абсорбироваться в чуждой для них восточной среде, и поэтому были вынуждены прятаться за мощными стенами укреплённых замков, крепостей, других оборонных сооружений. Вслед за Акко, мы отправимся в "прогулку" по местам их "боевой славы" и познакомимся с тем, как они выглядели.

   Ну а как выглядел сам рыцарь, отправляясь в поход? - Его снаряжение было отнюдь не простым. Прежде всего, у него было два коня: обыкновенный - для поездок, и боевой - оснащённый для сражений. Рыцарь не был одиночкой и даже не Дон Кихотом, имевшим лишь своего верного оруженосца. Его сопровождала целая кавалькада помощников, выполнявших различные функции, главной из которых - была подготовка рыцаря к бою. А готовить было что… Тяжёлая кольчуга из металлических колец, с рукавицами и капюшоном, заканчивалась чулками со шпорами, на голову надевался шлем. У пояса висел широкий, короткий меч, а щит и копьё подавал оруженосец. Тяжесть снаряжения была настолько велика, что рыцарь не мог самостоятельно сесть и сойти с коня. Но и поразить его в бою было трудной задачей.

    Позади осталась мучительная, полная опасностей и приключений дорога и пора войти в странноприимный дом, госпиталь - монастырь Св.Иоанна, получивший в наши дни название "Рыцарских залов".

    Изначальная идея реставрации замка и крепости турецкого периода обернулась удивительной находкой: под "курочкой" было спрятано "золотое яйцо", в виде построек крестоносцев. Базисные раскопки, длившиеся с 1954 по 1963 г.г., обнаружили целый ряд разнофункциональных помещений, идентифицированных как монастырь - приют Св.Иоанна. По своим размерам, стилю и капитальности - сооружение вошло в число наиболее грандиозных свидетельств той эпохи.

    Наиболее эффектным из всех других залов - является обеденный (рефекториум), в котором проводились трапезы и собрания рыцарей. Зал имеет внушительные размеры: 15 х 30 м.. В него ведут четыре пары ворот, подчёркивающих его центральное назначение.

    Многоугольные арки, перекрещивающиеся со сводами и опирающиеся на круглые основания с диаметром около 3 м. и на консулы в стене, причудливые рельефы в юго - восточном углу указывают на романский стиль, господствовавший в Европе XI-ого и первой половины XII-ого веков, а лёгкость архитектурного решения - на зарождавшийся готический. Обнаруженный в последней арке знак лилии, символ королей Франции, только подтверждает этот факт, т.к. известно, что глава II-ого Крестового похода (1147 - 49 г.г.), король Франции Людовик VII, посетил Сен-Жан д'Акра в 1148 году и это украшение было сделано в его честь. Людовик VII являлся катализатором появления готики в архитектурном стиле, получившим, отсюда, название "французский".

    В восточной части госпиталя находились помещения, использовавшиеся как спальни (дормиториум), с ещё большим по своим размерам залом в 30 х 40 м., с теми же характерными для романского стиля крестообразными арками - сводами.

    Во время раскопок рефекториума, был обнаружен подземный тоннель, забитый пылью на 2/3 своей высоты. Было отрыто 350 м.. Тоннель вёл к стене города, на Севере, и к порту, на Юге. Кто знает, сколько тайн видели эти мощные, большие обработанные камни? В н.в. из тоннеля можно попасть в залы, называемые "пуста" (госпиталь), но это вход не подлинный, т.к. изначально вход и выход из тоннеля осуществлялся при помощи лестницы.

    А сегодня можно выйти на улицу и перейти к осмотру других достопримечательностей Акко и ещё других, и ещё и ещё, т.к. Акко - это потрясающая любое воображение антикварная лавка, в которой порывшись можно найти всё: от волшебной лампы Алладина до подделок в духе хитрющих проказников Востока. А после прогулки зайти в одно из многочисленных кафе и побаловать себя одним из рыбных блюд, которое приготовлено из улова, выловленного каких-нибудь пару часов тому назад в Аккском заливе. Или посетить одну из фалафельных и отведать местный арабский хумус с замечательным галилейским оливковым маслом и маслинами, запив их свежевыжатым гранатовым соком. И закончить тем, с чего я начал "прогулку": взойти на площадку маяка и дышать, дышать и ещё раз дышать удивительно чистым здесь морским воздухом, в котором сохранился концентрировано романтичный аромат прошлого.

 

Итальянские города - государства в Сен-Жан д'Акра

   Изучающих историю крестовых походов в Палестину должно, несомненно, потрясти количество рыцарей и ополчения отправлявшихся в поход в сравнении с количеством дошедших до Святой Земли. Может быть это несколько преувеличенная цифра, но в I-ый Крестовый поход вышло 100 тысяч рыцарей и 600 тысяч пехотинцев в то время, когда в осаде Иерусалима их участвовало… двадцать пять (25!).

    Тому было много причин: отсутствие общего плана похода и единого руководства, нехватка фуража, отвлечение сил на местные схватки с мусульманами, кочевниками и прочими врагами, болезни и эпидемии и прочее и прочее. Достаточно только сказать, что участники II-ого Крестового похода вообще не дошли до намеченной цели!

    Стало ясным, что необходима была доставка войск морским путём, что нужен флот. А он был у итальянских городов - государств, главными из которых являлись Генуя, Неаполь, Пиза, превосходившие к этому периоду своим богатством и могуществом все остальные города мира. Однако, как известно, бесплатных услуг не бывает: за свои услуги они требовали в собственность до трети территории города, на которой строили рынки со складами; бани, пекарни, магазины; право выгружать и продавать свои товары без уплаты пошлины.

   Кварталы подчинялись правительству итальянской метрополии: оно присылало сюда губернатора, жившего во дворце.

    Единство интересов итальянских городов в Палестине совсем не значило, что между ними царил мир. Напротив, торговое соперничество приводило к постоянным пререканиям, не единожды приводившим к вооружённым стычкам. К примеру, в 1256 году в Сен-Жан д'Акра вспыхнула война между генуэзцами и венецианцами из-за монастыря, построенного на холме, разделявшем их кварталы. Госпитальеры и пизанцы приняли сторону генуэзцев, тамплиеры и тевтонцы - венецианцев. Генуэзцы разрушили башню пизанцев, а венецианцы сожгли генуэзские корабли и взяли штурмом их квартал: война длилась целых два года!

    Однако, как бы там ни было, а кварталы итальянцев процветали. Сегодня мало что сохранилось от того периода, но мы познакомимся со свидетельствами того времени и тем, что осталось…
 

Генуэзский квартал
 

    Из всех итальянских - он наиболее ранний. Его появление относится к захвату города в 1104 году. Квартал расположился в центре города и не имел выхода к морю. Отметим, что Генуя участвовала и во втором захвате города в 1191 году . Свои главные строительные усилия генуэзцы направляли на устройство оборонных укреплений внутри города: ворота, стены, башни. Сохраняя арабский стиль, они вносили свои стилевые особенности архитектуры, что просматривалось в различных общественных строениях, жилых домах, складах.

    Греческая церковь Св.Георгия, расположенная на северной площади, заменила собой церковь Св.Лаврентия - покровителя Генуи, а на востоке располагались "Старая башня", пекарня и баня.
 

Венецианский квартал

 

   Этот квартал расположен к востоку от генуэзского, к северу от внутреннего порта и по длине внешнего порта. На юге расположено строение, называющееся "Венецианский постоялый двор" ("Fundus Venetorum"), который стал позднее называться хан эль-Франджи. Когда генуэзцы завоевали в местной войне этот хан, венецианцы воздвигли новый, на северо - востоке отсюда, и назвали его хан эль-Шуарда. На северо - востоке находился также "Замок Комона", а около него - главная венецианская церковь Сан-Марко. Ещё одна их церковь, Сан-Диметриус (Святой Димитрий), построенная вблизи к морскому берегу в 1290 году, была затоплена и разрушена вследствие сильного шторма. В квартале было 107 строений.

   Король Болдуин I даровал венецианцам в 1110 году права на пользование территорией, а с 1123 года им был разрешён выход к порту и предоставлено освобождение от налогов.
 

Пизанский квартал
 

    Этот квартал располагается между портом - с Востока, и кварталом Тамплиеров - с Запада. Его размеры составляют всего 100 х 120 м. Он - наиболее меньший, по своим размерам, из всех итальянских кварталов. В основном, он выглядит по-восточному. Большая часть территории занята складами. Главный вход был обращён к порту, заливчик которого использовался только пизанцами. На карте тех времён, он называется "закрытый порт" (Porte Ferme).

    Пизанский квартал был очень узким для строительства жилых домов. Их почти нет здесь, т.к. пизанцы проживали прямо в помещениях своих складов.

    Основание квартала относится к 1150 году, когда южная часть полуострова была передана им королём Амальриком. Во время осады 1189 - 91 г.г. Ги де Лузиньян утвердил права пизанцев на территорию и определил её точные границы. Но после этого, в конфликте происшедшем между Ги и Анри Шампанским, пизанцы поддержали Ги и были изгнаны за это из Сен-Жан д'Акра Анри в 1193 году. По истечении года они, правда, получили возможность возвращения, но границы квартала были сокращены, по сравнению с прежними.

    Пизанцы претерпели несколько войн с генуэзцами (в 1222, 1258 - 59 и 1287 г.г.) и часть строений их и без того малого квартала была разрушена. После изгнания из города генуэзцев, они заняли их квартал, однако в связи с их возвращением были вынуждены вернуться в прежние границы.

Турецкое правление

   Затем в течение 400 лет Акко был небольшой рыбацкой деревней. В 1517 его завоевали турки-османы под командованием Селима I. В конце XVI и начале XVII века городом управлял друз Фахр-а-дин, начавший отстраивать город заново. В 1721 правителем Галилеи стал Дахар аль-Амар аль-Зайнуди. Понимая стратегическое расположение города, он сделал его своей столицей и начал заново отстраивать. В первую очередь он возобновил стены, размер которых был уменьшен по сравнению с периодом крестоносцев, во вторых он пригласил евреев, мусульман и французов заново осесть в городе и создал для них соответствующие условия. В 1752 году построил крепость. В 1775 году к власти в городе пришел боснийский офицер Ахмед, прозванный Аль-Джаззаром (на арабском языке «джаззар» — мясник)  за свое отношение к противникам. Аль-Джаззар продолжил реставрацию города, построил новые мечети на месте церквей, турецкую баню, укрепил стены, построил свой дворец, базар. В 1799 благодаря своему еврейскому советнику Хаиму Фархи и английскому адмиралу Сидни Смиту смог противостоять осаде города, предпринятой генералом Бонапартом во главе 13-тысячной армии. Тому в конце концов пришлось вернуться в Египет и оставить планы продвижения в Индию. Аль-Джаззару наследовал его сын Сулейман, а ему его брат Абдалла.

   Боясь слишком большого влияния Хаима Фархи, Абдалла решил с ним расправиться и казнил его в 1810. Братья Фархи пытались наказать неблагодарного правителя, но Абдалла смог удержаться за стенами города, который братья так и не смогли взять. В 1831 Акко был завоёван египетской армией Ибрагима-паши, сына Мухаммеда Али. 4 ноября 1840 после обстрела города британо-франко-австрийской флотилией он был возвращен Турции. В 1868 к пожизненному заключению в городе Акко был приговорён Бахаулла (Хусейн-Али-и-Нури) — основатель бахайской религии. После сооружения железных дорог Дамаск — Бейрут в 1896 и Хайфа — Дамаск в 1906 Акко утратил былое стратегическое значение из-за бурного развития Хайфы — крупнейшего города и порта Галилеи.

Британский мандат

   В 1918 английские войска генерала Алленби воевали против турок и вскоре заняли город в рамках британского мандата на Палестину. Город был превращён в административный центр северного округа. Англичане устроили в турецкой крепости тюрьму, где держали еврейских политзаключенных, в том числе Владимира Жаботинского в 1920. В 1947 году объединённые силы Эцеля и Лехи освобождают 27 заключённых, 9 человек погибло, 5 попали в плен к англичанам. По плану раздела Палестины Акко должен был отойти к арабскому государству, однако в 1948 Акко заняла израильская армия и приблизительно 8 из 12 тысяч живших там арабов бежали в соседние арабские страны.

Современность

     После войны за Независимость в 1948 году, город Акко перешел под юрисдикцию государства Израиль. Вскоре после войны Акко начинает стремительно развиваться за стенами. В городе поселяются многие репатрианты. В середине 1960-х годов евреи покидают старый город из-за тяжёлых условий жизни там и переселяются в новый. Старый город вскоре превращается в центр туризма. Сегодня Акко является административным центром Западной Галилеи, в нем действуют филиалы и отделения министерств, общественных учреждений и суда.

 

 

AddThis Social Bookmark Button

Комментарии   

 
0 #2 RE: Пятитысячелетня я история Аккоvic 01.02.2012 20:07
Полезно и очень интересно. Читать историю событий в городе особенно после поездки в Акко.
Спасибо! Дякую!
Цитировать
 
 
+3 #1 Город АККОAlina 08.07.2009 12:43
:idea: Очень познавательно и интересно. Отличный экскурс. Будет возможность - обязательно посещу
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Баннер

Наша рассылка

Введите Ваш e-mail:

Создано в FeedBurner

Следи за обновлениями

Отдых и туризм в Израиле. Туры в Италию, Иорданию, Египет. Экскурсии Игоря Торика.
  Add Site to Favorites
  Make Homepage

Перевод

Рейтинг@Mail.ru

Израиль - каталог сайтов, рейтинг, обзоры интернета

Seo анализ сайта

 

Free counters!