gototopgototop

Mishmar.Info

.

Wednesday
May 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Иерусалим Иерусалим ИЕРУСАЛИМ, Храмовая Гора


ИЕРУСАЛИМ, Храмовая Гора

Просмотров: 7050
E-mail Печать
Рейтинг пользователей: / 7
ХудшийЛучший 

     В первой книге Торы - Берешит (22,1-18) повествуется о том, как Господь повелел праотцу нашему Аврааму взять своего любимого сына Ицхака и принести его в жертву на вершине "горы Мория". Авраам повиновался повелению Всевышнего, Он взошел на гору, воздвиг на ней жертвенник, возложил на него Ицхака и уже занес над ним нож, когда ангел, посланный Богом, остановил его руку.
 

  По еврейской традиции, Храмовая гора - это и есть "гора Мория".
  В центре Храмовой горы, под "Золотым куполом", о котором речь еще пойдет далее, по сей день находится большой камень-монолит. Это "эвен штия", то есть "краеугольный камень". Именно на этом камне, как утверждает традиция, Авраам воздвиг жертвенник для заклания Ицхака. Этот же камень считается и "пупом мира" - камнем, с. которого Господь начал сотворение мира.

   На этом же камне спал и видел свой знаменитый сон о лестнице в небо внук Авраама и сын Ицхака - Яаков, о чем рассказывается в той же книге Берешит (28,11-18). Именно здесь Бог заговорил с ним: "Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, я дам-тебе и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной. И распространишься к морям, к востоку, к северу и к полудню. И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобой. И сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. И возвращу тебя в сию землю. Ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе".

 

    Шли годы. Евреи ушли в Египет, затем попали к фараону в рабство. Наконец произошел Исход во главе с Моше, Именно тогда, по повелению Господа, Моше построил переносной Храм - Скинию и Ковчег завета. В пустыне Господь заповедал Моше, куда следует поместить Скинию после завоевания Земли Обетованной: "Тогда, какое место изберет Господь Бог ваш, чтобы пребывать Имени Его там, туда приносите все, что Я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши... Берегитесь приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь.

   Но только на том место, которое изберет Господь..." (Дварим 12,11-14). Однако когда евреи, вступили в Ханаан, Иерусалим, который и являлся тем самым избранным местом, они взять не смогли. В то время Иерусалим назывался Иевус, по имени населявшего его языческого племени иевусеев. Как повествует библейская Книга Судей и "Иудейские древности" Иосифа Флавия, еврейские воины из колен ..Иегуды и Шимона напали на Иевус. Они взяли, однако, лишь Нижний город. После того как им не удалось захватить цитадель, куда отступили иевуситы, евреи сожгли Нижний город и отступили. Таким образом, Иерусалим и прилегавшая к нему Храмовая гора остались под властью иевусейских царей.
  Скиния первые четыреста лет пребывания евреев в Ханаане продолжала кочевать.

   Сначала она стояла в Гилгале, затем в Шило и в Кирьят-Йеарим. Однако в 1007 году до н.э. на престол Израиля вступил молодой и энергичный царь Давид. Он решил положить конец существованию языческого города-государства в центре своих владений. Ровно три тысячи лет назад, в 1000 году до н.э. израильское войско осадило Иерусалим. Вскоре город был взят.
 

   Давид сделал его своей столицей и перенес сюда Скинию и Ковчег Завета. Интересно, что взятие города не сопровождалось резней. Сначала Ковчег Завета помещался не на Храмовой горе (характерно, что язычники-иевусеи тоже воспринимали Храмовую гору как необычное место), а в "граде Давида", то есть в царском дворце, который являлся одновременно и городской цитаделью. Однако в конце правления Давида царь выкупил гору у иевусеев, по указанию пророка Гада, и воздвиг на ней жертвенник. Царю иевусеев было уплачено 50 шекелей (около 400 граммов) серебра. Эта сделка подробно описана во Второй Книге Шмуэля (24,18-25). Согласно Книге Хроник, именно царь Давид составил чертежи и планы будущего Храма. Но смерть царя в 967 году до н.э. помешала ему осуществить свои замыслы.
 

   Сын Давида, царь Шломо (Соломон) начал строить Храм через год после смерти отца. Для строительства Храма царь пригласил из соседней Финикии ювелиров и умельцев, во главе которых стоял Хирам из Тира, сын финикийца и еврейки. Царь финикийского города Тир Ахирам поставлял Шломо кедровые стволы и другие потребные материалы. Строительство Храма продолжалось семь лет. Храм был освящен в 959 году до н.э. при массовом стечении народа со всей страны, причем царь Шломо вознес молитву о благополучии народа и долголетии построенного им Храма. С этой молитвой предание связывает небольшое строение, увенчанное двумя куполами, расположенное в северо-восточной части современной Храмовой горы.

   По-арабски это место именуется "курси Сулейман", то есть "трон Соломона". По преданию, именно на этом месте стоял трон царя во время освящения Храма и именно отсюда он возносил свою молитву. В самой сокровенной части Храма, Святая Святых, возведенной вокруг краеугольного камня, прямо на нем был установлен Ковчег Завета.
 

   Последующие цари из дома Давида старались как можно больше украсить и возвеличить Храм. При Храме имелась сокровищница, куда помещались подарки Храму, а также военные трофеи, захваченные иудейскими царями в ходе войн.
  Начиная с царствования Шломо, и до самого восстания Маккавеев в 166 году до н.э. все первосвященники Первого, а затем и Второго Храма, происходили от Цадока -первого первосвященника, служившего в Храме Соломона. При этом первосвященство всегда переходило от отца к сыну.
 

   В 586 году до н.э. произошла катастрофа: после трехлетней осады Иерусалим был взят войсками вавилонского царя Навуходоносора II. Вавилоняне, под предводительством царского полководца Навузардана, разграбили и сожгли Храм. Первосвященник Серая был убит. Последнего царя из дома Давида Цидкию бен Иегошиягу, ослепив, угнали в Вавилон, а сыновей его убили.
Судьба Ковчега Завета остается неясной до сих пор. Точно известно, что в Храме Соломона он стоял. Мнения же о дальнейшем его пути расходятся. Одно предание утверждает, что во время сожжения вавилонянами Храма ангелы, спустившись на Храмовую гору, унесли Ковчег на небо, откуда он вернется после прихода мессии -Машиаха.
 

   Согласно другой версии, отец Цидкии -царь Иегошиягу, по совету пророка Иермиягу (Иеремии), который предвидел разрушение Храма, надежно спрятал Ковчег, а вместе с ним и другие святыни, как, например, посох Моше. По одной версии, сокровища эти скрыты где-то в недрах Храмовой горы, а по другой, в какой-то потаенной пещере на горе Нево - месте погребения Моше, на восточном-берегу Иордана.
 

   Как бы то ни было, в 538 году до н.э. Вавилонское царство пало под ударами персидского царя из династии Ахеменидов - Кира. Новый правитель разрешил еврейским изгнанникам вернуться в Иудею и начать восстановление Храма. В том же году первая группа "олим", репатриантов-изгнанников, во главе с Шешбацаром из рода царя Давида, отправилась в Иерусалим и, прибыв туда, начала восстанавливать Храм. Однако под давлением противившихся возвращению иудеев самаритян и местной персидской администрации, строчившей доносы сыну Кира, царю Камбизу, восстановление Храма было прекращено. И лишь в 515 году до н.э., по августейшему повелению преемника Камбйза, Дария I, строительство Второго Храма было завершено племянником Шешбацара, Зерубавелем бен Шалтиэлем и коэном Иегошуа бен Иегоцадаком, который стал первым первосвященником Второго Храма.
 

    В 445 году до н.э. царь Артаксеркс II назначил своего приближенного • еврея Нехемию правителем Иудеи. Стараниями Нехемии и его соратника коэна Эзры в Иерусалиме было создано Великое собрание, преобразованное позже в Синедрион - главный совет мудрецов и раввинов. С тех пор и до самого разрушения Второго Храма постоянным местом заседания Великого собрания являлась Храмовая гора. Заседали мудрецы в специальном здании, именуемом "зал тесаных камней".
   

    В 332 году до н.э. в Иерусалим вступил Александр Македонский, уничтоживший державу Ахеменидов. Александр отнесся к Храму с великим почтением и благосклонностью (с тех пор у евреев вошло в обиход греческое по происхождению имя Александр). Его преемники-диадохи, правившие Иерусалимом, - сначала представители династии Птолемеев, а затем -Селевкиды - посылали в Храм свои жертвы и подарки, относясь с большим уважением к религиозным чувствам евреев.
 

   Однако ситуация резко изменилась в 175 году до н.э. когда на престол Селевкидов вступил царь Антиох IV. Стремясь заставить евреев отступиться от веры отцов, он прекратил службу в Храме, превратив его в святилище Зевса Олимпийского. Это событие повлекло за собой восстание Маккавеев под руководстве^ Матитьягу из рода Хасмонеев и его пяти сыновей в 166 году до н.э. В164 году до н.э. повстанцы под предводительством Иегуды Маккавея, сына Матитьягу, освободили Иерусалим и заново освятили Храм. С тех пор и по сей день в память об этом событии евреи отмечают праздник Ханука.
 

    Иегуда стал первым правителем из династии первосвященников-царей Хасмонеев, стоявшей во главе народа Иудеи до 38 года до н.э., когда власть в стране захватил Ирод (по-еврейски - Хордос), основавший новую царскую династию. Хасмонеи, а затем и Ирод, ведя многочисленные войны против врагов Иудеи, восстановили древний обычай принесения в Храм военных трофеев. В 63 году до н.э., еще во времена Хасмонеев, Иудейское царство попало в зависимость от Рима. Ирод, поддерживавший близкие дружеские отношения с римским императором Октавианом-Августом и одержавший ряд военных побед, превратил Иудейское царство в сильное и богатое государство. Но народ ненавидел Ирода, так как тот сверг любимую массами Хасмонейскую династию. Чтобы добиться расположения народа, а заодно обессмертить свое имя, Ирод решил перестроить Храм и превратить его в архитектурное чудо.
 

    Широкомасштабные работы, начатые Иродом, затянулись на многие годы и продолжались после его смерти в 4 году до н.э. Строительство завершилось лишь в правление правнука Ирода, царя Агриппы II, в начале 60-х годов н.э., то есть всего лишь за десять лет до разрушения Второго Храма.
 

   Однако результат был налицо. В Талмуде сказано: "Тот, кто не видел Храма Ирода, не видел красоты в жизни своей". Легенды о прекрасном и величественном Храме Ирода продолжали ходить среди евреев многие сотни лет после его разрушения.
 

    Ирод расширил площадь Храмовой горы более чем в четыре раза, придав ей в общих чертах ее современный облик. Следует отметить, что окружающие в наши дни Храмовую гору стены в основе своей построены тем же Иродом. На юге Храмовой горы (там, где сейчас стоит мечеть Аль-Акса) Ирод возвел так называемый Царский портик, где паломники среди прочего могли приобрести жертвенных животных. Именно здесь, согласно христианской традиции, произошел описанный в Евангелиях эпизод, когда Иисус, придя со своими апостолами в Храм, начал опрокидывать лавки менял.
 

    На Храмовую гору вело четверо ворот: Сузские - с востока (примерно на том месте, где сейчас находятся замурованные Золотые ворота), ворота Хульды - с юга (они сохранились поныне, но сейчас и они замурованы). Интересно, что подземные залы, так называемые "Соломоновы конюшни" и "древняя Аль-Акса", которые арабы совсем недавно превратили в мечети и из-за которых было столько шума, являются ничем иным, как внутренней частью иродианских ворот Хульды, то есть полностью сохранившейся частью комплекса Второго Храма.

    С востока в Храм вели ворота Кипоноса, которые (разумеется, в замурованном виде) были обнаружены во время открытия знаменитого "туннеля Хасмонеев" (каковое, как и полагается, вызвало в свое время немало шума). И, наконец, с севера - ворота Тади, располагавшиеся где-то в районе современных Темных ворот (Баб аль-Атим).

    Однако самым впечатляющим зданием в этом комплексе несомненно являлось само Святилище. Оно было построено в форме сидящего льва (в память об одном из названий Храма - Ариэль, то есть "лев Божий"), обратившего свой взор на восток. Вот как описывает это удивительное сооружение еврейский историк I века н.э. Иосиф Флавий, удостоившийся увидеть Храм: "Внешний вид Храма представляет все, что может восхитить глаз и душу.

    Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз как солнечные лучи. Чужим, издали прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птицы не могли садиться на Храм и загрязнять его. Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до сорока пяти локтей длины, пяти толщины и шести ширины..." Высота Храма достигала 50 метров.

    Это было одно из самых больших зданий во всей Римской империи. Перед Святилищем (примерно там, где ныне стоит "Купол цепи") 'стоял огромный, семиметровой высоты жертвенник, построенный из неотесанных камней. В Талмуде красочно описываются празднества в Храме, апогеем которых являлся праздник Симхат бейт ха-шоэва, наступавший в конце праздника Суккот. На вершинах специальных медных столбов, установленных перед Святилищем, священники разжигали огромные огни, "так что по всему Иерусалиму становилось светло как днем". На Храмовой площади начинались массовые танцы, сопровождавшиеся песнями и игрой на музыкальных инструментах. Даже самые уважаемые мудрецы и раввины из Синедриона принимали в них участие.

   Например, в Талмуде рассказывается, что рабби Ишмаэль на этих празднествах жонглировал факелами. На праздники Суккот, Песах и Шавуот в Иерусалиме собиралось великое множество еврейских паломников. Однако наиболее важным днем в году для евреев в те времена, как, впрочем, по сей день, являлся Судный день - Йом-Кипур. Это был единственный день в году, когда первосвященник, пройдя предварительные обряды очищения, заходил в Святая Святых и воскуривал фимиам над Краеугольным камнем.
 

    Здесь следует заметить, что Храмовая гора делилась в те времена на несколько зон. Паломники-неиудеи допускались только во внешний храмовый двор, посреди которого (примерно там, где в наши дни возвышается окруженная аркадами платформа, в центре которой возвышается Золотой купол) находился священный участок, огороженный стенами и башнями. Вокруг всего священного участка возвышались столбы с надписями по-гречески, гласящими, что дальше неиудеям вход воспрещен и что каждому нееврею, кто осмелится пройти дальше, грозит смертная казнь. Одну из этих надписей израильские археологи обнаружили в ходе раскопок у южной стены Храмовой горы.
 

   Как уже сказано, в самую почитаемую часть Святилища - Святая Святых мог входить только первосвященник и только раз в год. Именно поэтому строители, плотники каменотесы, возводившие новое здание для Святилища, были исключительно кознами, так как простым евреям - Исраэль - запрещалось входить в Жреческое подворье.
 

    В 66 году н.э. по всей стране вспыхнуло мощное антиримское восстание, главными причинами которого являлись еврейский погром, устроенный язычниками в Кесарии, и грубое оскорбление, нанесенное римским прокуратором Иудеи Флором религиозным чувствам евреев. Следует отметить, что с самого начала протектората над Иудеей римляне неоднократно попирали и оскорбляли традиции и веру евреев. Так, полководец Помпеи, а за ним Красе, попирая запрет, заходили в Святая святых (конец их обоих был плачевным:

    Помпеи был предательски убит в Египте, а Красе погиб во время своего неудачного похода против парфян). Главным рассадником беспорядков и трений между евреями и римлянами являлась крепость Антония (на месте которой в наши времена стоят арабская начальная школа "Омария" и возведенное мамлюками медресе "Джаулия"), расположенная в северо-западном углу Храмовой горы и построенная царем Иродом на месте крепости персидского периода - Вира. Именно здесь располагался римский гарнизон Иерусалима. Неоднократно случалось, что легионеры дразнили и задевали собиравшихся по праздникам в Храме паломников, что влекло за собой кровавые беспорядки, заканчивавшиеся обычно массовой резней паломников.

    Все это переполнило чашу терпения евреев и привело к началу восстания. Сначала повстанцы одержали верх над римлянами и даже нанесли поражение войскам римского правителя Сирии Цестия Галла. Повстанцы убили первосвященника Ханана, сторонника мира с Римом. Вместо Ханана повстанцы провозгласили первосвященником некоего коэна-каменотеса Шимона, человека простого и необразованного. Шимону было предначертано стать последним первосвященником Второго Храма и закончить свои дни в рабстве в Риме.

   В 68 году римляне под предводительством будущего императора Веспасиана и его сына Тита перешли в наступление, нанося евреям поражение за поражением. В начале 70 года Иерусалим был осажден Титом. Дело было как раз после праздника Песах, так что в городе собралось более миллиона людей, в большинстве своем паломников. После тяжелых боев, подробности которых читатель может найти в неоднократно издававшемся на русском языке труде Иосифа Флавия "Иудейская война", римлянам удалось прорваться в город и проникнуть на Храмовую гору. Остатки повстанцев укрепились на Храмовой горе.

    Девятого числа месяца Два, в тот самый день, когда за 656 лет до этого вавилоняне сожгли Первый Храм, римляне, предварительно обстреляв 'Святилище из катапульт, пошли на приступ и, ворвавшись на территорию Храма, подожгли по приказу Тита Святилище. Город был разрушен, а на его месте вырос военный лагерь, где был расквартирован Десятый легион. Событие это в официальной историографии государства Израиль принято считать началом 2000-летнего изгнания - Галута еврейского народа и концом активной политической роли евреев на территории своей Родины.
 

   В действительности евреи не сдавались и многие века после разрушения Храма боролись за его восстановление. В Талмуде повествуется о том, как величайший еврейский законоучитель начала II в. н.э. рабби Акива с группой других мудрецов пришел однажды к руинам Храма и увидел, что из развалин, оттуда, где находилась Святая Святых, выбежала лиса. Увидев это, все мудрецы заплакали, но рабби Акива рассмеялся. "Чему ты смеешься? - спросили его. Он ответил: "Пророки предсказывали, что Храм будет разрушен и лисы будут заходить в Святая Святых. Пророки же предсказали, что придет день - и Храм будет восстановлен. Я увидел, что сбылась первая часть пророчества и теперь радуюсь тому, что это означает, что сбудется и вторая его часть".
 

   В 115 году, в Ливии, Египте, Иудее, на Кипре и в Месопотамии вспыхнуло мощное восстание евреев против власти императора Траяна. По некоторым свидетельствам, во время этого восстания повстанцам на короткое время удалось захватить Иерусалим и возобновить службу на Храмовой горе. Однако римские войска под предводительством легатов Турбона; и Квета потопили восстание в крови. На Храмовой горе был воздвигнут жертвенник греческой богини Коры. В 132 году началось новое восстание во главе с Шимоном бар-Кохбой.

    Последний считал себя Мессией и потомком царя Давида (с чем соглашались многие еврейские духовные вожди того поколения, например, рабби Акива). Повстанцы, освободив Иерусалим, начали отстраивать Храм. Здание Храма изображалось на дошедших до нас монетах бар-Кохбы. Дядя бар-Кохбы по матери, рабби Элазар ха-Модаи, по происхождению своему коэн, был провозглашен первосвященником. Однако в конце 133 года римляне под предводительством императора Адриана и полководца Юлия Севера перешли в наступление. Летом 134 года Иерусалим был взят, а строившийся Храм - разрушен.
 

   Бар-Кохба и рабби Элазар отступили в крепость Бейтар, к югу от Иерусалима, которая после длившейся целый год осады была взята врагами. Первосвященник и бар-Кохба нашли здесь свою смерть.
 

    После подавления восстания Адриан запретил евреям не только жить в Иерусалиме, но и приближаться к нему, за исключением одного дня в году, Девятого Ава - дня разрушения Храма, когда евреям дозволялось восходить на Храмовую гору и оплакивать горькую свою судьбу. На месте разрушенного Иерусалима Адриан возвел новый, языческий город - Элиа Капитолина, а на месте Святилища был воздвигнут храм Юпитера Капитолийского, покровителя нового города. По всей видимости, на протяжении сотен лет после разрушения Храма на территории Храмовой горы продолжали оставаться довольно внушительные остатки храмовых сооружений времен Ирода, колоннад и т.д., камни которых служили стройматериалом не только для капища Юпитера, но и почти для всех построек римского и византийского периодов в Иерусалиме.

   Так, например, археологичесархеологическими раскопками доказано, что в VI в. византийский император Юстиниан Великий пользовался иродианскими колоннами с Храмовой горы для строительства одного из своих самых знаменитых архитектурных детищ - гигантской церкви Неа, располагавшейся на месте современного Еврейского квартала.
 

   Найденные археологами колонны и капители Ней в наши дни расставлены на площади перед синагогой Хурва в Еврейском квартале. В начале IV в. римский император Константин Великий превратил христианство в официальную религию Римской империи. Храм Юпитера был разрушен, и Храмовая гора превратилась в огромный пустырь, усеянный грудами руин. Именно так она изображена на мозаичной карте Иерусалима VI в. из Медвы. В 361 году на престол взошел новый император Юлиан (благодаря христианским писателям он прославился под прозвищем "Отступник").

   Человек незаурядный, Юлиан отрекся от христианства и восстановил культы языческих богов. Желая заручиться поддержкой как можно более широких слоев населения, он разрешил евреям восстановить свой Храм в Иерусалиме и даже брался финансировать строительство за свой счет. Работы начались, но вскоре неожиданно прекратились. Близкий друг и соратник Юлиана, историк Аммиан Марцеллин, объясняет это сверхъестественными явлениями (как, например, подземный грохот и языки пламени, вырывавшиеся из-под земли), которые начали происходить на Храмовой горе во время строительства. К сожалению, Юлиан пал в битве с персами в 363 году, его преемники вернулись к христианству, и его план восстановления Храма умер вместе с ним.
 

   На протяжении всего римского и византийского периодов запрет императора Адриана на посещение евреями Иерусалима продолжал строгособлюдаться. Исключение составили лишь эпоха Юлиана, а также краткая эпоха пребывания в Иерусалиме императрицы Евдокии, супруги византийского императора Феодосия II. Заподозрив свою супругу в неверности, царственный ревнивец сослал ее в 441 году в Иерусалим, где Евдокия и жила до самой своей смерти в 460 году. Евдокия хорошо относилась к евреям и разрешила им посещать Храмовую гору не только Девятого Ава, но и во все еврейские праздники, когда на Храмовой горе собирались десятки тысяч евреев.

   Это вызвало раздражение христианского духовенства. Из исторических источников нам известно о нападении, которое сирийский монах Бар-Зома во главе банды из нескольких сот таких же христианских фанатиков совершил на собравшихся на праздник Суккот на Храмовой горе евреев. Однако паломники осилили людей Бар-Зомы и прогнали их.
 

   В 614 году в Эрец Исраэль вторглись персы, религией которых был тогда зороастризм. Еврейское население страны подняло восстание (его вождя звали, согласно некоторым еврейским источникам, Нехемия бен Хушиэль) и поддержало персов в войне против христиан. Персы обещали предоставить евреям самоуправление и разрешить восстановление Храма. В течение трех лет, с 614 по 617 год, Иерусалим находился под контролем евреев, и богослужение на Храмовой горе было возобновлено, хотя Третий Храм так и не был построен. В 617 году персы передали власть в городе в руки местных христиан, а в 629 году вернулись византийцы и снова изгнали евреев изизгнали евреев из Иерусалима.
 

   Однако уже в 638 году Иерусалим захватили арабы-мусульмане. В их войске было немало евреев. По свидетельству армянского историка того периода, "все остатки сынов Израиля присоединились к арабам и вместе с ними образовали большое войско". Халиф Омар заключил с евреями договор, позволивший им вернуться в Иерусалим. На Храмовой горе была построена синагога, а на месте Святая Святых над краеугольным камнем был возведен "Купол над скалой", который ныне нередко именуют "мечетью Омара".
 

   В VIII веке начались преследования. Мусульмане лишили евреев права молиться на Храмовой горе. Молитвы были перенесены на Масличную гору, откуда открывается вид на место, где стоял Храм.
  В 1099 году Иерусалим взяли крестоносцы. Еврейское население города было истреблено, угнано в рабство или бежало. Храмовая гора перешла во владения ордена рыцарей-тамплиеров (храмовников), превративших в церкви мечети, построенные арабами на горе. Место, где рыцари держали своих лошадей, получило с тех пор название "Соломоновых конюшен", по имени строителя Первого Храма, израильского царя Шломо (Соломона).
 

   В 1187 году курдский полководец-мусульманин Салах ад-Дин изгнал крестоносцев из Иерусалима, Еврейская община города была восстановлена, но евреям по-прежнему не дозволялось молиться на Храмовой горе, которая снова стала местом мусульманского богослужения.
 

    В последующие века основным местом молитвы евреев стала часть западной опорной стены, возведенной царем Иродом вокруг Храмовой горы. Этот участок длиной в несколько десятков метров, получил название "Стена Плача", ибо сюда приходили евреев оплакать разрушение Храма. Мусульмане неоднократно нападали на евреев, приходивших к Стене Плача и запрещали им трубить в шофар в дни, когда это предписывается еврейской религией.
 

   В 1917 году Иерусалим был взят английскими войсками, в составе которых были еврейские части. Однако англичане сохранили старые запреты, установленные мусульманами в отношении молитвы евреев у Стены Плача, не говоря уже о Храмовой горе. Английская полиция арестовывала евреев, осмеливавшихся трубить в шофар у Стены Плача в нарушение запрета. Нападения арабов на евреев, приходивших к Стене Плача, стали обычным явлением.
 

   В1948 году иорданцы захватили иерусалимский Старый город. После длительной осады пал Еврейский квартал. Его жители были изгнаны. На протяжении девятнадцати лет евреи не имели доступа к Храмовой горе и к Стене Плача. Единственным доступным для израильтян местом, с которого была видна Храмовая гора, оказалась гора Скопус, являвшаяся тогда анклавом посреди контролируемой иорданцами территории. Но доступ и к этому анклаву был крайне сложен для подавляющего большинства евреев.
 

   В июне 1967 года, в ходе Шестидневной войны иерусалимский Старый город был освобожден ЦАХАЛом. Главный военный раввин Шломо Горен протрубил в шофар на Храмовой горе. Парашютисты подняли над Храмовой горой израильский флаг. Генерал Мота Гур передал по рации: "Храмовая гора в наших руках!" Однако израильское политическое руководство, опасаясь конфликта со всем мусульманским миром, приказало снять израильский флаг с купола над скалой, именуемого "мечетью Омара". Ключи от Храмовой горы были переданы мусульманскому вакфу. Одновременно был отдан приказ снести все арабские дома, находившиеся вплотную к Стене Плача. Так появилась обширная площадь перед Стеной Плача, на которой уже на праздник Шавуот 1967 года молилась масса евреев.
 

    С тех пор ситуация изменилась незначительно. Все без исключения правительства Израиля, опасаясь широкомасштабного конфликта с мусульманским миром, не допускали молитвы евреев на Храмовой горе. Евреи, вернувшись на свою историческую родину и добившись государственной независимости, по-прежнему молятся у Стены Плача. Однако не следует забывать, что ежедневно трижды повторяется молитва: "Да будет воля Твоя, Господи, Боже наш и Боже отцов наших, чтобы был отстроен Храм вскорости, в наши дни. И дай нам удел в Торе Твоей. И там мы будем служить в трепете благоговейном, как в давние дни и как в годы былые. Да будет принято Господом приношение Иудеи и Иерусалима, как в давние дни и как в годы былые". Возможно, эта молитва будет услышана уже в нашем поколении.

                                                                                        

 

AddThis Social Bookmark Button

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Баннер

Наша рассылка

Введите Ваш e-mail:

Создано в FeedBurner

Следи за обновлениями

Отдых и туризм в Израиле. Туры в Италию, Иорданию, Египет. Экскурсии Игоря Торика.
  Add Site to Favorites
  Make Homepage

Перевод

Рейтинг@Mail.ru

Израиль - каталог сайтов, рейтинг, обзоры интернета

Seo анализ сайта

 

Free counters!